0
0
0
phone-icon
Ваш город — Ашберн?
8 (800) 222-59-07 Ежедневно
с 9.00 до 20.00 Заказать звонок

Пропан или метан, вот в чем вопрос

Пропан или метан, вот в чем вопрос

Более 27% продаваемых в РФ автомобилей – на газу. Порядка 3.5% от всей массы машин в стране отказались от бензина, как от единственного топлива. С государственной программой газификации не все сложилось гладко, но автолюбители продолжают покупать машины с ГБО и искать оптимальные решения. Один из важнейших вопросов – какой вид топлива выбрать. В материале – отличия, базовые характеристики метана и пропана, экономические выкладки, особенности и нюансы выбора.


Пропан-бутановая смесь: лидер российского рынка

Пропан обозначается в отрасли аббревиатурой LPG – так называется сжиженный нефтяной газ, смесь пропана и бутана. В этом же виде (сжиженном) топливо и заправляется в авто. Для хранения LPG устанавливают цилиндрический газовый баллон или тор. Благодаря небольшому рабочему давлению смесь успешно закачивается и хранится в тонкостенных сосудах.

Найти заправку с пропаном в крупных населенных пунктах РФ – просто. Он доступен, широко распространен, удобен. Другие очевидные преимущества LPG:

  1. Недорогое оборудование.
  2. Устанавливать и обслуживать пропановые системы.
  3. научились почти все сервисы страны.
  4. Хранение в сжиженном виде.
  5. Компактные тороидальные баллоны помещаются в отсек багажника для запасного колеса и не съедают пространство.

Пропан безопасен для человека, не имеет запаха. Но у него есть особенности:

  1. LPG дороже метана.
  2. Показатель взрывоопасности у пропана выше, чем у конкурента.


Метан: дорого, но заманчиво.

Метан (CNG) – природный газ, который по составу куда чище пропана и легче воздуха. Он не загрязняет атмосферу. Но в баллонах CNG находится под давлением в 200-250 атмосфер. Это необходимо для закачивания достаточного количества газа. Такие показатели приводят к утолщению стенок баллонов под метан, которые бывают только цилиндрическими.

Для сравнения: толщина стенки пропанового баллона – 4-5 мм, метанового – 2-3 см.

Толстостенные баллоны с давлением газа в 200 атмосфер требуют установки более дорогого и совершенного оборудования. Вот почему на легковых авто метан встречается на так часто. В России культура метанового топлива не стала массовой (о попытках властей изменить ситуацию – далее в статье). В регионах заправочные станции с метаном – редкие точки на карте.

На этом сложности и нюансы заканчиваются. Преимущества метана в роли автомобильного топлива:

  1. 130 – таково октановое число природного газа. Показатель выше, чем у самого чистого бензина.
  2. Метан дешевле LPG.
  3. Чистота CNG (в нем нет ядовитых примесей: свинца, серы и т. д.) гарантирует долгую и безопасную работу двигателя.
  4. Автомобиль на метане соответствует всем нормам экологичности (даже западным).


Метан vs пропан: главное

В сравнительной таблице – основные параметры и характеристики двух видов топлива.


Рабочее давление, атмосфер
Стоимость (средняя по РФ за 1 литр/куб. м.), руб
Класс безопасности моторного топлива (больше – безопаснее)
Доступность в РФ (количество заправок)
Совместимость с ГБО 5-6 поколений
Расход топлива (относительно бензина)
Пропан
8-16
342Более 4500ДаНа 15-20% больше
Метан
200-25020,754596НетДо 10% меньше


Цена вопроса: когда экономия превыше всего

При выборе нельзя игнорировать финансовую сторону. Несколько фактов:

  1. Установка ГБО под метан на отечественный или импортный автомобиль обойдется в среднем в 2 раза дороже, чем при монтаже пропан-бутанового оборудования.
  2. ГБО 5 и особенно 6 поколения (само оборудование и монтаж) значительно дороже систем (в 3-3.5 раза) «народного» 4 поколения. Простой расчет показывает, что даже низкая стоимость пропан-бутановой смеси не всегда компенсирует затраты. Выбирая между 4 поколением на метане и 5-6 поколением на пропане, это нужно учитывать.
  3. Инфраструктура конкретного региона может скорректировать цифры расчетов. При значительной удаленности заправок с метаном и/или его завышенной стоимости установка CNG ГБО станет еще более дорогим удовольствием. Напротив, удобное расположение станций с пропан-бутановой смесью может удешевить эксплуатацию ГБО.
  4. Сервисы и мастера. Важно оценить количество точек, где могут качественно и быстро провести обслуживание ГБО, заказать и установить запчасти. Если в условном городе Н с метаном никто не работает, смысл его использования стремится к нулю.

В середине 2020 года стоимость пропан-бутановой смеси выросла в РФ в 2 раза – с 20 до 40 рублей за литр. Метан подорожал с 16-17 до 20-21 рубля за кубометр. Это поставило под угрозу планы правительства по переводу транспорта на газ. По действующей с 2019 года федеральной программе «Развитие рынка газомоторного топлива» в стране до 2024 года должны построить более 100 АГНКС, 1.2 тыс. метановых заправок и переоборудовать около 25 тыс. автомобилей. Взлетевшие цены на LPG охладили интерес автолюбителей и обрушили рынок. В текущих условиях любое экономическое планирование при установке ГБО должно включать риски инфляции и роста цен на топливо. Гарантировать, что ситуация не изменится, не может никто.


Как сделать правильный выбор

Финансовые расчеты показывают: и пропановое, и метановое оборудование в среднем окупается за 1-2 года. При абсолютно равных условиях эксплуатации метан в долгосрочной перспективе окажется выгоднее своего «коллеги». Но не только деньги стоит учитывать при выборе топлива.

Финансовые расчеты показывают: и пропановое, и метановое оборудование в среднем окупается за 1-2 года. При абсолютно равных условиях эксплуатации метан в долгосрочной перспективе окажется выгоднее своего «коллеги». Но не только деньги стоит учитывать при выборе топлива.

ГБО последних поколений благодаря распределенной подаче газа в коллектор позволяет снизить расход топлива. Новейшие технологии дают возможность выжимать из мотора 100% мощности и обеспечивают почти моментальное открытие газовых форсунок. Если эти параметры вверху списка приоритетов автолюбителя, метан отпадает автоматически.

Многое зависит от вводных данных. Переходить с 4 на 5 поколение, чтобы заправляться пропаном, когда речь идет о рабочей лошадке типа Газели, – нецелесообразно. А вот выбор и установка ГБО с нуля на автомобиль, который может получить существенную прибавку в мощности с 5 поколением, – другое дело.

Универсального рецепта для каждого случая нет. Общие рекомендации:

  1. Оценить инфраструктуру города/поселка.
  2. Сравнить цены на пропан и метан в регионе, стоимость установки оборудования под определенное топливо.
  3. Воспользоваться калькулятором окупаемости ГБО.
  4. Проконсультироваться со специалистами.


Выводы

Общие параметры лежат на поверхности. Но, как и во многих случаях, дьявол – в деталях. Автолюбители часто остаются один на один с дилеммой, выбирая топливо, запчасти или поколение ГБО. Квалифицированная помощь поможет снять муки выбора и не переплатить лишних денег. Специалисты Gasonoff знают о газе и ГБО так много, что всегда рады поделиться информацией с клиентом.

Telegram
Whatsapp
Mail
VK
Заказать Обратный Звонок