0 ₽
Оформить заказПропан или метан, вот в чем вопрос
Более 27% продаваемых в РФ автомобилей – на газу. Порядка 3.5% от всей массы машин в стране отказались от бензина, как от единственного топлива. С государственной программой газификации не все сложилось гладко, но автолюбители продолжают покупать машины с ГБО и искать оптимальные решения. Один из важнейших вопросов – какой вид топлива выбрать. В материале – отличия, базовые характеристики метана и пропана, экономические выкладки, особенности и нюансы выбора.
Пропан-бутановая смесь: лидер российского рынка
Пропан обозначается в отрасли аббревиатурой LPG – так называется сжиженный нефтяной газ, смесь пропана и бутана. В этом же виде (сжиженном) топливо и заправляется в авто. Для хранения LPG устанавливают цилиндрический газовый баллон или тор. Благодаря небольшому рабочему давлению смесь успешно закачивается и хранится в тонкостенных сосудах.
Найти заправку с пропаном в крупных населенных пунктах РФ – просто. Он доступен, широко распространен, удобен. Другие очевидные преимущества LPG:
Пропан безопасен для человека, не имеет запаха. Но у него есть особенности:
Метан: дорого, но заманчиво.
Метан (CNG) – природный газ, который по составу куда чище пропана и легче воздуха. Он не загрязняет атмосферу. Но в баллонах CNG находится под давлением в 200-250 атмосфер. Это необходимо для закачивания достаточного количества газа. Такие показатели приводят к утолщению стенок баллонов под метан, которые бывают только цилиндрическими.
Для сравнения: толщина стенки пропанового баллона – 4-5 мм, метанового – 2-3 см.Толстостенные баллоны с давлением газа в 200 атмосфер требуют установки более дорогого и совершенного оборудования. Вот почему на легковых авто метан встречается на так часто. В России культура метанового топлива не стала массовой (о попытках властей изменить ситуацию – далее в статье). В регионах заправочные станции с метаном – редкие точки на карте.
На этом сложности и нюансы заканчиваются. Преимущества метана в роли автомобильного топлива:
Метан vs пропан: главное
В сравнительной таблице – основные параметры и характеристики двух видов топлива.
Рабочее давление, атмосфер | Стоимость (средняя по РФ за 1 литр/куб. м.), руб | Класс безопасности моторного топлива (больше – безопаснее) | Доступность в РФ (количество заправок) | Совместимость с ГБО 5-6 поколений | Расход топлива (относительно бензина) | |
Пропан | 8-16 | 34 | 2 | Более 4500 | Да | На 15-20% больше |
Метан | 200-250 | 20,75 | 4 | 596 | Нет | До 10% меньше |
Цена вопроса: когда экономия превыше всего
При выборе нельзя игнорировать финансовую сторону. Несколько фактов:
В середине 2020 года стоимость пропан-бутановой смеси выросла в РФ в 2 раза – с 20 до 40 рублей за литр. Метан подорожал с 16-17 до 20-21 рубля за кубометр. Это поставило под угрозу планы правительства по переводу транспорта на газ. По действующей с 2019 года федеральной программе «Развитие рынка газомоторного топлива» в стране до 2024 года должны построить более 100 АГНКС, 1.2 тыс. метановых заправок и переоборудовать около 25 тыс. автомобилей. Взлетевшие цены на LPG охладили интерес автолюбителей и обрушили рынок. В текущих условиях любое экономическое планирование при установке ГБО должно включать риски инфляции и роста цен на топливо. Гарантировать, что ситуация не изменится, не может никто.
Как сделать правильный выбор
Финансовые расчеты показывают: и пропановое, и метановое оборудование в среднем окупается за 1-2 года. При абсолютно равных условиях эксплуатации метан в долгосрочной перспективе окажется выгоднее своего «коллеги». Но не только деньги стоит учитывать при выборе топлива.
Финансовые расчеты показывают: и пропановое, и метановое оборудование в среднем окупается за 1-2 года. При абсолютно равных условиях эксплуатации метан в долгосрочной перспективе окажется выгоднее своего «коллеги». Но не только деньги стоит учитывать при выборе топлива.
ГБО последних поколений благодаря распределенной подаче газа в коллектор позволяет снизить расход топлива. Новейшие технологии дают возможность выжимать из мотора 100% мощности и обеспечивают почти моментальное открытие газовых форсунок. Если эти параметры вверху списка приоритетов автолюбителя, метан отпадает автоматически.
Многое зависит от вводных данных. Переходить с 4 на 5 поколение, чтобы заправляться пропаном, когда речь идет о рабочей лошадке типа Газели, – нецелесообразно. А вот выбор и установка ГБО с нуля на автомобиль, который может получить существенную прибавку в мощности с 5 поколением, – другое дело.
Универсального рецепта для каждого случая нет. Общие рекомендации:
Выводы
Общие параметры лежат на поверхности. Но, как и во многих случаях, дьявол – в деталях. Автолюбители часто остаются один на один с дилеммой, выбирая топливо, запчасти или поколение ГБО. Квалифицированная помощь поможет снять муки выбора и не переплатить лишних денег. Специалисты Gasonoff знают о газе и ГБО так много, что всегда рады поделиться информацией с клиентом.