0
0
0
phone-icon
Ваш регион — Соединенные Штаты Америки?
8 (800) 222-59-07 Ежедневно
с 9.00 до 20.00 Заказать звонок

Краткая история ГБО: от огромных двигателей до электронных систем

Краткая история ГБО: от огромных двигателей до электронных систем

Современные комплекты газобаллонного оборудования высокотехнологичные, адаптивные и легко настраиваемые под разные условия эксплуатации и разные автомобили. Газовое топливо стало широко распространенным и привычным явлением. Но еще каких-то 70 лет назад ГБО было диковинной системой, которая встречалась разве что на грузовиках и автобусах. Заглянули в прошлое и проследили историю появления и развития газобаллонного оборудования.

Первые шаги

Интерес к использованию газа в качестве топлива стал расти в XIX в. Конструктором первого газового двигателя стал английский изобретатель и инженер Сэмюэл Браун. В 1823 г. Браун зарегистрировал патенты на огромные газовакуумные двигатели, где газовое пламя в закрытой камере вытесняет воздух, приводят в действие сам мотор и создавая частичный вакуум. В 1826 г. англичанин создал двигатель на водороде. При объеме 8800 см3 мотор имел мощность 4 л.с. Испытания прошли успешно: Браун смог забраться в горку на авто со своим двигателей в юго-западной части Лондона в мае 1826 г. Спустя два года двигателем оснастили карету, которая проехала по британской столице со скоростью 11,2 км/ч. А уже в 1827 году новая версия мотора Брауна смогла протащить по реке Темзе речное судно.

Сложности в продвижении разработок английского инженера заключались в колоссальных затратах на производство. Но несмотря на все сложности, в 1867 г. на Всемирной выставке в Париже двигатели Брауна были приняты научным сообществом очень тепло. Вот только к тому времени уже появились проекты создания двигателей, которые могли сжимать газовоздушную смесь перед воспламенением. Они в итоге и сместили с пьедестала наработки Брауна.

Развитие и распространение идей на Западе

Важным этапом в развитии газовых автомобильных систем случился в 1860 г. Французский изобретатель Жан Жозеф Этьен Ленуар сумел сконструировать первый в истории газовый двигатель внутреннего сгорания мощностью 12 л.с. Из-за низкого КПД (не более 5%) массового распространения мотор не получил. По большей части он ставился на лодки.

В 1864 г. Николаус Аугуст Отто, вдохновившись идеями Леунара, явил миру свою модель четырёхтактного газового двигателя. КПД достигал уже 15-20%, что было выше, чем у любого парового мотора тех лет. В качестве топлива использовался светильный газ — смесь угарного газа, метана, водорода. Эта особенность усложняла эксплуатацию двигателя. Баллоны для светильного газа были огромными, сложными в заправке. Установить ДВС Отто на легковой или грузовой автомобиль было невозможно технически. Но все же двигатель исправно выпускался: примерно 42 тысячи экземпляров было продано к концу XIX в.

В то же время бывшие сотрудники фирмы Отто — Даймлер и Майбах начали работу над двигателем нового типа, который работал на угольной пыли. А в 1896 году появился первый бензиновый ДВС. С тех пор о газовых и газоваккумных ДВС на время забыли.

Первые газовые двигатели СССР

В 20-х гг. XX в. стали популярны газогенераторные двигатели. Они представляли собой специальные печи, в которых сжигали органические материалы, выделяющие при горении оксид углерода — древесные чурки, торф, угольные брикеты. Оксид углерода был необходим для соединения в охладителе системы с водородом.

СССР начал внедрение и установку таких двигателей одновременно с Европой. В 1923 г. ленинградский профессор В. С. Наумов зарегистрировал патент на первую советскую газогенераторную установку. Через 4 года советские инженеры установили газогенераторный двигатель Наумова на итальянский грузовик марки Fiat, провели испытания и пришли к выводу, что он работоспособен и практичен.

Перед массовой установкой на легковой транспорт было решено устроить автопробег по маршруту Москва — Омск — Ленинград — Минск — Киев — Москва. Он успешно прошел в 1938 г. Газогенераторные установки хорошо проявили себя в условиях снегопада, тумана, проливного дождя и гололеда. С учетом, что топливо можно было добывать буквально на обочине, это выглядело и практичным, и экономически целесообразным.

В 1936 г. начался серийный выпуск грузовиков ЗИС-5 и ГАЗ-АА с газогенераторными установками. Машины получили широкое распространение в регионах СССР, где было непросто достать классического топливо для ДВС — бензин. До 1941 г. было собрано почти 50 тыс. единиц ЗИС-5, ГАЗ-АА, ГАЗ-42. Во время ВОВ автомобили на газу оказались очень полезными для РККА. Они обеспечивали тыловые перевозки, стали основным транспортом в блокадном Ленинграде.

После Победы машины продолжали выпускаться и эксплуатироваться. Многие стали использоваться в качестве топлива каменный уголь. Работали грузовики на лесоповалах, на Крайнем Севере и особенно на Урале, где встречались вплоть до конца 70-х гг. XX в.

ГБО 1 и других поколений: новая эра

Одновременно с развитием газогенераторов выпускались в СССР и мире и более привычные сегодня системы с газовыми баллонами. В СССР производство грузовиков ЗИС-30 и ГАЗ-44 началось еще в 30-х гг. Именно те несовершенные газовые системы по праву можно считать ГБО 1 поколения. На Западе они стали более-менее популярны в 60-х. До поры до времени ставку на ГБО никто не делал — по разным причинам. Но с началом 50-х гг. XX века двигатели с инжекторным впрыском стали устанавливаться на легковые автомобили — Mercedes-Benz 300 SL, Chrysler, тот же ГАЗ. Это подтолкнуло развитие газобаллонных систем.

К 2000 году карбюраторы стали забываться, в Европе начался процесс перехода на “зеленую энергетику”, в РФ появилось много импортных автомобилей. Все это послужило толчком для промышленности, которая начала выпускать ГБО 2 и последующих поколений, постоянно совершенствуя технологии.

К 2024 году отрасль подошла в состоянии, когда газобаллонным оборудованием можно оснастить множество автомобилей различной конструкции. ГБО помогает сэкономить средства (особенно при использовании господдержки), не требует сверхъестественный знаний, легко обслуживается и долго служит. В каталоге Gasonoff.ru — надежные импортные комплекты ГБО и расходники, магистрали и баллоны, необходимое оборудование для диагностики и монтажа. Менеджеры готовы дать полную, развернутую консультацию со знанием дела. Товар доставляется по РФ (на время проведения акций иногда и бесплатно) курьерами и в пункты выдачи.

Telegram
Whatsapp
Mail
VK
Заказать Обратный Звонок