Электромагнитный газовый клапан ГБО
ЭМК (ЭГК) - важный элемент системы газобаллонного оборудования. Его нельзя путать с мультиклапаном: у электромагнитного газового клапана другие функции и строение. Рассмотрим назначение и устройство ЭМК, его роль в работе ГБО.
Функции и строение ЭМК
Электромагнитный клапан работает в системе ГБО как запорный механизм. Он способен открыть или перекрыть подачу газа к редуктору-испарителю, когда автомобиль не двигается или работает на бензине. Если питание 12V на катушку не подается, ЭМК остается закрытым, что блокирует поступление газового топлива в редуктор из магистрали.
Клапаны от разных брендов могут быть устроены по-разному, но в большинстве случаев все они имеют:
- Сердечник.
- Электрокатушку.
- Уплотнители и прокладки.
- Клапан с возвратной пружиной.
Иногда к этой штатной комплектации добавляется фильтр грубой очистки топлива.
Монтаж электромагнитного клапана
Необходимое количество клапанов зависит от выбранной системы ГБО, типа автомобиля. Есть несколько схем установки:
- Монтаж одного ЭМК прямо на редукторе-испарителе. Экономичный и самый простой вариант.
- Монтаж двух клапанов в параллель. Первый ставится на редукторе, а второй — на магистрали мультиклапана или после него для перекрытия подачи газового топлива. Средний по стоимости и самый популярный вариант.
- Монтаж сразу трех клапанов в параллель. Первый устанавливается там же, на редукторе. Второй в качестве резервного или страхующего монтируется до редуктора. Третий ставится рядом с баллоном — на мультиклапане или после него.
Как работает ЭМК
Электромагнит клапана, запитанный от бортовой электрической сети автомобиля, вытягивает находящийся внутри стержень. Таким образом клапан открывается, позволяя газу поступать в двигатель.
Принцип работы более подробно:
- Клапан закрыт. Это его состояние по умолчанию.
- Когда переход автомобилем на газ близок, ЭБУ подает 12V на катушку, и запорный клапан с характерным щелчком поднимается.
- Клапан открыт. Газ проходит через фильтр грубой очистки и идет в редуктор-испаритель.
Проблемы с ЭМК: теоретические неисправности
К неисправностям электромагнитного клапана нужно относиться серьезно. Без запорной функции система ГБО не будет функционировать правильно. Если клапан вышел из строя, самый простой вариант — купить новый. В каталоге Gasonoff.ru — надежные, проверенные бензиновые и газовые клапаны ЭМК турецкого, итальянского, белорусского производства. Цена на модели доступная — смысла принципиально ремонтировать эти устройства немного.
В форс-мажорной ситуации, когда достать новый клапан невозможно, пригодятся знания о распространенных поломках:
- Загрязнение. Работая в подкапотном пространстве, клапан ожидаемо сталкивается с грязью, окалинами, мусором. Есть риск ржавления. Когда посторонние частицы проникают внутрь, клапан может стать нерабочим — перестать открываться. В этом сценарии достаточно снять, разобрать и почистить механизм.
- Засорение фильтра грубой очистки. ЭМК, устанавливаемые перед редуктором, нередко снабжаются такими фильтрами. Прямо фильтр на работу самого клапана не влияет, но от его неработоспособности может страдать вся система ГБО. Грязный фильтр — частая причина невозможности переключения на газ. Решение проблемы — замена испорченного фильтра не реже 2 раз в год или после каждых 10000 км пробега.
- Сломанная катушка. Выявить эту неисправность можно мультиметром, замерив сопротивление. При сломанной катушке клапан не будет работать, автомобиль не переключится на газ. Ремонту деталь не подлежит — придется покупать новую катушку.
- Окисление контактов. Очень часто в сезон дождей контакты окисляются по естественным причинам. Необходимо проверить исправность проводки, провести зачистку контактов (аккуратно).