0
0
0
phone-icon
Ваш город — Сиэтл?
8 (800) 222-59-07 Ежедневно
с 9.00 до 20.00 Заказать звонок

Вариаторы зажигания ГБО: что это и стоит ли их устанавливать


Вариаторы зажигания ГБО: что это и стоит ли их устанавливать

Вариаторы зажигания ГБО появились на рынке не как опциональный и модный тюнинг. Это устройство стало решением распространенных проблем автомобилей на газу. Что из себя представляет вариатор, в чем смысл его установки и так ли он важен с учетом развития технологий в новых поколениях ГБО - в статье.


Предпосылки создания вариатора

Не секрет, что бензиновые двигатели на заводе не разрабатываются для работы на газу. Газ - тоже топливо, но с более высоким (100-105, 108-120), чем бензин (92, 95, 98), октановым числом. Принцип "больше - лучше" в данном случае работает наоборот. Когда заводы перестали производить низкооктановый бензин, владельцы транспорта с моторами под АИ-80 начали использовать АИ-92. Это привело к выгоранию выпускных клапанов.

Проблема была именно в высоком октановом числе бензина. В старых моторах с низкой степенью сжатия АИ-92 горел медленнее, чем «родной» АИ80. Из-за несвоевременного поджига топливо догорало в выпускном коллекторе. Клапанам было в прямом смысле слова жарко. Отработанная газовая смесь по определению горячее бензиновой. При раскрытии выпускных клапанов происходит самовоспламенение смеси. Конечно, производители моторов знают об этой особенности. В руководствах пользователя инженеры говорят, что использовать высокооктановый бензин можно только после корректировки угла опережения зажигания (УОЗ). В целях корректировки и был создал вариатор - электронное устройство.


Как работает вариатор

Итак, октановое число прямо свидетельствует: газ воспламеняется медленнее бензина. Значит, этим видам топлива необходимо разное время подачи искры и УОЗ. Но ЭБУ (электронный блок управления) машины об этом не знает. Он настроен на работу с бензином, и переход на газ без корректировки приводит к проблемам. Вариатор - помощник ЭБУ, который снимает показания с датчиков коленвала (дорогие модели - еще и с распредвала и МАР). Сведения помогают вариатору отрегулировать УОЗ так, чтобы газ в камере сгорания сжигался без остатка. Положительные эффекты работы вариатора:

  • КПД двигателя достигает максимума (наблюдается прирост мощности);
  • мотор работает плавно;
  • снижается расход топлива во всех режимах (экономия - от 10%);
  • износ клапанов и катализатора не превышает стандартных заводских норм;
  • электронный "мозг" автомобиля остается штатным, в него не вносятся изменения;
  • машина заводится просто и быстро.

Вариаторов существует много. Модели подбираются под конкретное авто и точно настраиваются для корректной работы. Достигается наилучший эффект руками опытных мастеров и компьютерами. Кустарная инсталляция вариаторов - путь к большим бедам.


Другие способы корректировки УОЗ: можно ли обойтись без вариатора

С развитием систем ГБО менялось отношение к вариаторам. Автолюбители стали больше полагаться на штатную электронику оборудования или чипование. На СТО начали предлагать сделать однорежимную прошивку ЭБУ. Этот метод позволяет уменьшить УОЗ, но с одинаковым для всех режимов показателем. В результате при работе на газу угол часто оказывался чрезмерным, а при переходе на бензин - недостаточным. Умельцы пробовали точно настроить УОЗ именно под газ. Это удавалось, но тогда про езду на бензине приходилось забыть.

Второй распространенный метод - двухрежимная прошивка. Отличается от однорежимной лишь созданием двух калибровочных таблиц. В остальном эффект и последствия те же.


Нужен ли вариатор для ГБО 4 поколения

Споры о необходимости установки вариатора на все марки машин с любым ГБО не утихают. В статьях автолюбителей все чаще мелькают фразы, что с ГБО 4 поколения никакие корректировки угла не нужны. Якобы достаточно настройки оборудования штатными средствами, а вариаторы уместны, только если ГБО старого образца (на метане) или авто карбюраторное. Считается, что благодаря новой технологии "сохранения клапанов" не будет ни выгорания клапанов, ни проблем с расходом топлива.

На практике это похоже на попытку закрыть глаза на проблему, на ложное самоуспокоение. Один знакомый мастер скажет, что и так сойдет, другой "прошьет", как надо. В итоге автолюбитель может и не подозревать о реальном положении дел долгое время.

Авто с ГБО будет работать и без вариатора, но насколько экономично и эффективно - никто не скажет. Если опустить сценарии установки устройства в гараже и ошибки в настройке, минус у вариатора один - цена. Если монтировать вариатор отдельно, уже после монтажа ГБО, стоимость доходит и до $100-150. Зато при необходимости устройство можно снять без последствий. Чего не скажешь об откате прошивки, диагностика проблем которой отнимает кучу времени и денег.


Пропуски зажигания: поможет ли вариатор

Вариатор не панацея от всех бед с запуском и работой двигателя на газу. Если из-за неправильного зазора на свечах пробиты катушки, попытка исправить пропуски зажигания и дерганье машины вариатором бесполезна. Именно поэтому перед любой покупкой оборудования, установкой устройств, прошивкой нужно консультироваться со специалистами.


Вывод

Для большинства машин с ГБО вариатор стал выгодным решением. Очевидные преимущества устройства компенсируют и стоимость, и в редких случаях возникающие проблемы с узлами и датчиками. Главное - подобрать подходящий вариатор и правильно его настроить.

Telegram
Whatsapp
Mail
VK
Заказать Обратный Звонок