0
0
0
phone-icon
Ваш город — Сиэтл?
8 (800) 222-59-07 Ежедневно
с 9.00 до 20.00 Заказать звонок

Льготная газификация: как государство субсидирует переход на ГБО


Льготная газификация: как государство субсидирует переход на ГБО

С лета 2020 года в России работает программа господдержки перевода машин на газ. Инициативу поддержали общественные организации и автолюбители. Действует программа и сейчас, но ее темпы заметно снизились. Есть ли смысл воспользоваться субсидиями в 2022 году? Какие подводные камни ждут владельцев авто? Есть ли будущее у газифицированного автопарка в России? Эти и другие темы раскрыты в статье.


Суть программы

Кампания по переоборудованию машин сулила автолюбителям серьезные дивиденды. Субсидии на перевод авто на газ (метан) достигали 90%. Проект поддерживал не только физлиц, но и сектор малого бизнеса. Оба этих кластера должны были в итоге сэкономить до 65% трат на топливо. Заодно власти дали работу и автосервисам: лицензированные компании получали больше заказов на установку газобаллонного оборудования.

К декабрю 2021 года количество машин на метане исчислялось 260 тыс. единиц. Из них более 22 тыс. в 27 регионах страны были переоборудованы по госпрограмме. Но в хорошей пьесе всегда есть неудачные строки. Многих владельцев отпугивала и отпугивает по сей день бюрократическая «подложка» программы. Для получения субсидий автовладелец должен:

  1. Посетить специальную лабораторию и пройти техническую экспертизу.
  2. Получить в ГИБДД разрешительную документацию.
  3. Провести изменения в конструкции автомобиля.
  4. Снова посетить лабораторию для проведения контроля безопасности.
  5. Опять наведаться в ГИБДД, пройти проверку и получить сертификат гособразца.

В процессе реализации программы выяснилось: лицензированные центры есть не везде, их не хватает. Другая серьезная проблема – регламент работы ГИБДД. В отдельных регионах на согласование всех этапов и получение бумаг уходит до 6 месяцев.

Власти пытаются снизить бюрократическую нагрузку на программу путем упрощения процедуры. В январе 2022 года проект изменений лег на стол министра энергетики РФ. Февральские события отложили реализацию плана, но к нему наверняка скоро вернутся.


Метан против пропана: выбора нет

Не секрет, что пропан-бутановая смесь лидирует по популярности у владельцев машин с ГБО. Но власти РФ думали об экологии среды, а по показателю чистоты и экологичности равных метану нет. Автомобили на этом топливе выбрасывают в атмосферу в 2-3 раза меньше оксида углерода, чем машины на бензине. Учитывая, что госпрограмма подразумевает установку ГБО и на грузовой транспорт, и на автобусы, выбор в пользу метана был очевиден.


Новшества и изменения в 2022 году

Программа продолжает работать в штатном режиме. Автотранспортные компании получают скидку 30%. Частные лица, малый и средний бизнес могут претендовать на повышенный коэффициент – 1.5, с которым экономия достигает 45%. Так, максимальный лимит субсидии для физлица с легковым авто максимально разрешенной массы до 1800 кг – около 36000 рублей.

Но это не единственный бонус. В 2022 году компания ООО «Газпром газомоторное топливо» выдает всем участниками программы специальные топливные карты. Максимально можно получить 48000 ЭкоБонусов, где 1 бонусный балл = 1 рубль. Бонусами автовладелец сможет покрыть до 50% цены топлива. (При условии, что установка ГБО было проведена по утвержденной программе.) Для получения карты достаточно подать заполненное заявление и наклеить на авто лого бренда EcoGas.

В отдельных регионах обнаруживаются и дополнительные стимулирующие факторы. В Якутии, где власти выделили 24 млн. рублей на субсидии, частные автовладельцы, ИП и организации претендуют на 50% скидку на оплату транспортного налога.

Важно: с 2022 года стать участником программы может автомобиль не старше 5 лет.


Экономика перехода: выгода или иллюзия

Метан дешевле пропана, но стоимость оборудования (даже с учетом субсидии) выше. Для оценки реальной экономии нужно учесть множество факторов: цену кубометра топлива, расход, окончательную стоимость установки ГБО. На официальном портале ООО «Газпром газомоторное топливо» все подсчитано за нас. Сообщается, что при цене переоборудования в 85000 рублей, расходе топлива 10 м3 на 100 км и обязательном преодолении отметки в 35000 км окупаемость достигается всего за год. Дальнейшая эксплуатация, по данным компании, гарантирует экономию около 97000 рублей в год при тех же вводных условиях.

Действительно: цена за кубометр метана в среднем в 2-2.5 раза меньше цены литра бензина или дизеля. А вот стоимость СУГ (пропан-бутана) растет. За 2021 год цена сжиженных углеводородных газов выросла более чем на 20%. Такой скачок не сократил разрыв между ценой СУГ и бензина, но стратегически пропан-бутан стал менее выгодным. Если до скачка цен средняя окупаемость оценивалась в Х лет, то после к Х стали прибавлять 1, 2, 3, 5 лет.

Метан же сохраняет звание самого стабильного в ценовом смысле топлива. Индексация его стоимости производится в пределах инфляции. И расчеты окупаемости для метанового ГБО можно строить с более-менее реальным графиком.


Ситуация с заправками

Слабое место и метанового «курса партии», и самой госпрограммы – заправки. Водителям неудобно планировать свой маршрут с привязкой к местам хранения топлива. Особенно когда их немного. По данным АГНКС, всего в России 605 метановых заправок. Это невероятно низкая цифра. Например, в Калининградской области площадью 15 100 км² и с населением более 1 млн человек таких заправок всего 6. В областном центре, Калининграде, сосредоточены 3 из них – 50% от общего числа. Жителям других населенных пунктов региона сложно сделать выбор в пользу метана: заправок либо нет, либо она одна на весь город.

Власти планируют планомерно увеличивать число газозаправочных станций в РФ. Пока же потребности растущего метанового парка они со 100% комфортом для автолюбителей и бизнеса не покрывают.


Реальные цены

По состоянию на апрель 2022 года средняя цена кубометра метана составляет 20,75 р. Усредненная стоимость бензина в стране (марки АИ-95) – 51,61 р. Дизельное топливо отпускают по цене 55,04 р. Пропан-бутан вырос на 6,5% и в среднем стоит 29,5 р.


Мнение экспертов

Автоэксперты критически оценивают перспективы программы. Специалистам не нравится сложная процедура «лицензирования» ГБО и его установки, большой разброс цен на услуги профильных организаций в разных регионах. Доходит до ситуаций, когда в соседней области установка и лицензирование обходится в 2-3 раза дешевле.

Небольшой, но все же рост цен на топливо также видится экспертам преградой на пути к полной «метанизации» автопарка России. В сложной экономической обстановке автолюбители не хотят откладывать окупаемость в долгий ящик.


Выводы

Несмотря на традиционные сложности процедур и неустойчивые цены на топливо метан способен предложить реальную экономию. Но ощутима и рациональна она будет только при грамотном планировании. Новый автомобиль, переоборудованный по госпрограмме на метановое ГБО, очевидно прослужит владельцу больше 5 лет. И этот автолюбитель выиграет. Частные же случаи на то и частные: универсального рецепта выгоды нет. Слишком уж много побочных факторов и условий.

Для тех, кто предпочитает субсидиям конкретику и максимально низкую цену, остается вариант монтажа ГБО на пропан-бутане. С ним проще: и заправок больше, и СТО хорошие найти не проблема. Компания «Gasonoff» не просто продает ГБО и комплектующие. Учитываются реальные условия эксплуатации и задачи владельца авто.

Telegram
Whatsapp
Mail
VK
Заказать Обратный Звонок