0
0
0
phone-icon
Ваш город — Колумбус?
8 (800) 222-59-07 Ежедневно
с 9.00 до 20.00 Заказать звонок

ГБО: мифы и разоблачения


ГБО: мифы и разоблачения

Количество автомобилей на газу неуклонно растет по всему миру. По оценкам независимых экспертов, их число с 2012 года выросло в 10 раз и приблизилось к отметке в 15 миллионов. Кажется, что тема газа стала понятной и максимально прозрачной. Но в России (и не только) все еще живы мифы и даже суеверия. Доходит до того, что газ считают опасным. Напрасно. Или нет? В статье – популярные заблуждения и предрассудки, объяснения. Только факты и экспертные мнения.


Откуда черпаются мифы: краткое предисловие

Человеку свойственно выстраивать картину мира на основе собственного опыта и имеющихся знаний. Прочитанная 20 лет назад статья может заложить устойчивое мнение читателя на годы вперед. К газу это тоже относится. Первыми из соотечественников познакомились с ГБО советские товарищи еще в 1935 г. Тогда состоялся известный автопробег Москва – Ленинград – Москва на ЗИС-5 и ГАЗ-АА – газогенераторных машинах. Топливо добывали из торфа, угля. В 1939 году с конвейера (малой партией) сошел ГАЗ-44, который работал на СНГ.

В 70-х и 80-х гг. XX века машины из партийного парка КПСС частично переводили на газ. Впечатления от работы с ним у водителей были двойственные. Но не всегда потому, что ГБО вызывало сложности в работе. Как бы там ни было, отношение к автомобилям на газу у советского и российского обывателя сформировалось опасливое. Болезни 1 поколения ГБО только усугубили это осторожное восприятие…


Газ плохо влияет на клапаны

Первый и очень старый миф. Появился он во времена 1 и 2 поколений ГБО. Качество смеси регулировалось обычным винтом: он уменьшал или увеличивал подачу газа. Проблема в том, что регулировкой часто занимались плохо обученные люди, на глазок. А иногда и сами автолюбители по методу «гаражного ремонта» крутили вентили экономии ради. И это действительно приводило к прогару клапанов. Автолюбители, которые обслуживались в нормальных сервисах с многокомпонентными газоанализаторами, таких бед не знали.

Вывод: клапаны горят не из-за ГБО, а из-за неумения с ним обращаться. Проблема актуальна только для оборудования первых поколений.

Кстати, в ГБО 4 поколения проблема регулировки решена уже на стадии разработки: корректировка буквально «вшита» в мозги оборудования.


С ГБО постоянно слышатся «хлопки»

Хлопки – самая популярная тема на старых форумах, посвященных ГБО. Хлопками называется самопроизвольное возгорание смеси во впускном коллекторе. Опасность – в образовании избытка давления. Он нередко приводит к повреждениям воздуховода, корпуса воздушного фильтра, впускного коллектора. Для автолюбителей связь хлопков и ГБО была очевидной. Но это заблуждение.

Хлопки – следствие проблем с неверно выставленным УОЗ или фазами ГРМ, клапанами (их прогаром) и т. д. Причин множество, вплоть до неисправностей ДВС. Хлопки на машине и без ГБО – обычное дело.

Вывод: ГБО как система не вызывает хлопков и не провоцирует их по умолчанию.

Впрысковое ГБО-4 и вовсе нивелирует все риски хлопков благодаря подаче топлива на каждый цилиндр.


На газу машина плохо работает


Этот миф обычно сопровождается симптомами:

  • неоправданно долгий запуск;
  • посредственная динамика езды;
  • рывки.

Часто в этих проблемах винят ГБО. Начинается осмотр газовых фильтров и свечей, проверка качества газа, промывка и калибровка форсунок. Но в большинстве случаев во всем виновато не ГБО, а плохой бензин. ЭБУ при топливе с низким октановым числом вынужденно устанавливает позднее зажигание вместо раннего. Разница между октановым числом газа и плохого бензина становится катастрофической. Это и приводит ко всем указанным симптомам.


Газ плохо влияет на катализатор

Богатая топливная смесь – враг катализатора. Факт. Автолюбители пишут про горящие на приборной панели уведомления CHECK ENGINE, большой расход газа. Как и в случае с прогаром клапанов, проблема решается правильной и точной регулировкой ГБО.


Если случится прорыв газовой магистрали...

Боязнь газа понятна. В домашних условиях невыключенная конфорка нередко приводит к трагедии. Но в случае с ГБО риски несопоставимы с ситуацией утечки газа в бытовых условиях. И вот почему:

  1. В любой магистрали есть вентиль (клапан), который закрывает ее расходную «ветку» при обрыве трубы.
  2. Даже если утечка будет невидимой для встроенных систем безопасности, человек заблаговременно узнает о случившемся. В метан и пропан-бутановую смесь умышленно добавляют одораторы – отдушки. Они сразу и конкретно дают понять, что ГБО перестало быть герметичным. Но даже если обоняние пассажиров и водителя сработает не сразу, паниковать нет смысла. Прежде, чем концентрация газа станет взрывоопасной, пройдет очень много времени – больше, чем нужно вытекшему бензину для превращения в серьезный фактор риска.

Кроме того, при утечке газ моментально охлаждается до -120 -130 градусов, после чего банально улетучивается (если все происходит при воздействии воздуха с улицы). При минусовой температуре воздуха газ вообще перестает быть опасным.


Газ сам по себе – это взрыво- и пожароопасно!

Немного другая версия экзистенциального страха перед газом. Чтобы его развеять, в знаменитом немецком клубе ADAC провели испытания. Были сымитированы ДТП авто с ГБО с серьезными повреждениями задней части кузова. Испытатели стремились нанести максимальный урон газобаллонному оборудованию. После «ударного» теста остатки машины поджигались. В результате комиссия пришла к выводу: никакой дополнительной опасности ГБО не представляет. В отдельных пунктах итогового документа и вовсе указано, что газовые баллоны могут быть безопаснее полного бензобака.

В случае с ГБО 4, 5 и 6 поколений ситуация выглядит еще обнадеживающе. Оборудование предлагает встроенные системы защиты с мультиклапаном, который включает:

  1. Предохранительный клапан. Обеспечивает сброс газа в атмосферу в случае утечек.
  2. Скоростной клапан. Автоматически перекрывает поступление топлива.
  3. Электромагнитный клапан. Перекрывает газовую подачу при работе авто на бензине или заглушенном ДВС.
  4. Отсекающий поплавок. Не дает заполнить баллон больше, чем на 80%. Это формирует паровую подушку, которая не даст емкости разорваться в случае ЧП.


Дополнительные факты:

  • баллоны ГБО толщиной до 5 мм способны выдержать очень сильный удар;
  • пропан-бутановая смесь воспламеняется при температуре в 450 °C, бензин – 300-350 °C.


Двигатель при работе на газу теряет ресурс или «убивается»

Фразу «Газ убивает ГБЦ движка!» слышали многие автолюбители. Впервые об этом стали говорить на заре развития 1 и частично 2 поколения ГБО. В те времена ДВС были технически проще, потребляли АИ-76 – АИ-92, ни датчиков детонации, ни автокорректировки УОЗ не предусматривали. И ГБО, как мы поняли из примеров выше, настраивались буквально вручную.

В комплексе это действительно приводило и к прогарам клапанов, и к снижению ресурса ДВС. Но прямой зависимости «ГБО – убитый двигатель» не было и нет.

С появлением новых технологий требования к регулировке снизились. Как отмечают эксперты, сегодня частота возникновения проблем с ДВС на ГБО и бензине примерно равна и зависит от множества факторов. Более того, отмечается щадящее для двигателя свойство газа противодействовать смыванию масла и появлению нагара, детонации. ГБО продлевает срок службы свечей и лямбда-зонда. Двигатель очевидно работает более плавно, нагрузка на шатунно-поршневую группу снижается.


Владельцы ГБО постоянно кормят СТО

Считается, что ГБО – сложная и капризная система, требующая постоянного «ухода». Якобы низкая стоимость газа на дистанции не дает экономии из-за постоянных посещений СТО. Но здесь возникает вопрос: а почему автолюбитель становится «другом» сервисной станции на постоянной основе? Ответ очевиден: были допущены явные ошибки при выборе, установке и настройке оборудования. Или автовладелец не следовал рекомендациям мастеров. Или ГБО было установлено при неподходящих вводных данных (на слишком старом автомобиле и т. д.).

Достаточно доверить выбор и установку оборудования опытным сервисным центрам и своевременно обслуживать систему. На плановом ТО меняется пара фильтров. Иногда сливают конденсат из редуктора или чистят форсунки. Частота ТО и его стоимость для машины с ГБО такие же, как для автомобилей без газовой «функции».


Газ не найти: постоянно тратишь время на поиск АЗС

В 90-х на Крайнем Севере машин с ГБО было мало. Мало их в отдаленных уголках России. Тому виной малое число заправок. Но сегодня ситуация на большей части страны удачная для установки ГБО: кол-во АГНКС (газовых заправок) – более 600. К 2024 году планируется довести число до 1000.

В крупных агломерациях и районных центрах никаких проблем с заправкой у владельцев авто с ГБО нет.


Зимой на газу не завести машину

Заблуждение связано с незнанием принципов работы ГБО. Для запуска в двигатель в первую очередь впрыскивается бензин, который после прогрева сменяется газом. Автомобиль с ГБО стартует и заводится так же, как и машина без газобаллонного оборудования.


Дилер снимет автомобиль с гарантии

Автолюбители боятся, что установка ГБО будет расценена как «кустарное вмешательство в конструкцию» – и машину лишат гарантии. Иногда это действительно так. Но многие производители предлагают машины с ГБО, а дилеры включают оборудование как допустимую, легальную опцию. Больше информации – у конкретного дилера.


Заключение

Не каждый миф должен быть развенчан. Сомнение порождает вопросы, вопросы дают ответы, а ответы приближают к правде. Главное – понимать, что в конечном итоге даст установка ГБО на автомобиль. Выгоду красиво иллюстрирует история россиянина-путешественника, который на Land Cruiser Prado 120 с установленным ГБО проехал 3700 км по маршруту Самара – Волгоград – Астрахань – Ессентуки – Сочи – Анапа – Самара. За АИ-95 водитель для покорения маршрута выложил бы (на момент поездки) 33300 р. Газ обошелся ему в 19900 р. Итого: 13400 рублей экономии. Много это или мало на такой километраж – решать только вам.

Команда Gasonoff готова предложить современные системы ГБО для автомобилей разных марок. Развернутые и честные консультации, ответы на любые вопросы по ГБО и богатый выбор расходников и комплектующих.

Telegram
Whatsapp
Mail
VK
Заказать Обратный Звонок