0 ₽
Оформить заказ
ГБО: мифы и разоблачения
Количество автомобилей на газу неуклонно растет по всему миру. По оценкам независимых экспертов, их число с 2012 года выросло в 10 раз и приблизилось к отметке в 15 миллионов. Кажется, что тема газа стала понятной и максимально прозрачной. Но в России (и не только) все еще живы мифы и даже суеверия. Доходит до того, что газ считают опасным. Напрасно. Или нет? В статье – популярные заблуждения и предрассудки, объяснения. Только факты и экспертные мнения.
Откуда черпаются мифы: краткое предисловие
Человеку свойственно выстраивать картину мира на основе собственного опыта и имеющихся знаний. Прочитанная 20 лет назад статья может заложить устойчивое мнение читателя на годы вперед. К газу это тоже относится. Первыми из соотечественников познакомились с ГБО советские товарищи еще в 1935 г. Тогда состоялся известный автопробег Москва – Ленинград – Москва на ЗИС-5 и ГАЗ-АА – газогенераторных машинах. Топливо добывали из торфа, угля. В 1939 году с конвейера (малой партией) сошел ГАЗ-44, который работал на СНГ.
В 70-х и 80-х гг. XX века машины из партийного парка КПСС частично переводили на газ. Впечатления от работы с ним у водителей были двойственные. Но не всегда потому, что ГБО вызывало сложности в работе. Как бы там ни было, отношение к автомобилям на газу у советского и российского обывателя сформировалось опасливое. Болезни 1 поколения ГБО только усугубили это осторожное восприятие…
Газ плохо влияет на клапаны
Первый и очень старый миф. Появился он во времена 1 и 2 поколений ГБО. Качество смеси регулировалось обычным винтом: он уменьшал или увеличивал подачу газа. Проблема в том, что регулировкой часто занимались плохо обученные люди, на глазок. А иногда и сами автолюбители по методу «гаражного ремонта» крутили вентили экономии ради. И это действительно приводило к прогару клапанов. Автолюбители, которые обслуживались в нормальных сервисах с многокомпонентными газоанализаторами, таких бед не знали.
Вывод: клапаны горят не из-за ГБО, а из-за неумения с ним обращаться. Проблема актуальна только для оборудования первых поколений.
Кстати, в ГБО 4 поколения проблема регулировки решена уже на стадии разработки: корректировка буквально «вшита» в мозги оборудования.
С ГБО постоянно слышатся «хлопки»
Хлопки – самая популярная тема на старых форумах, посвященных ГБО. Хлопками называется самопроизвольное возгорание смеси во впускном коллекторе. Опасность – в образовании избытка давления. Он нередко приводит к повреждениям воздуховода, корпуса воздушного фильтра, впускного коллектора. Для автолюбителей связь хлопков и ГБО была очевидной. Но это заблуждение.
Хлопки – следствие проблем с неверно выставленным УОЗ или фазами ГРМ, клапанами (их прогаром) и т. д. Причин множество, вплоть до неисправностей ДВС. Хлопки на машине и без ГБО – обычное дело.
Вывод: ГБО как система не вызывает хлопков и не провоцирует их по умолчанию.
Впрысковое ГБО-4 и вовсе нивелирует все риски хлопков благодаря подаче топлива на каждый цилиндр.
На газу машина плохо работает
Этот миф обычно сопровождается симптомами:
Часто в этих проблемах винят ГБО. Начинается осмотр газовых фильтров и свечей, проверка качества газа, промывка и калибровка форсунок. Но в большинстве случаев во всем виновато не ГБО, а плохой бензин. ЭБУ при топливе с низким октановым числом вынужденно устанавливает позднее зажигание вместо раннего. Разница между октановым числом газа и плохого бензина становится катастрофической. Это и приводит ко всем указанным симптомам.
Газ плохо влияет на катализатор
Богатая топливная смесь – враг катализатора. Факт. Автолюбители пишут про горящие на приборной панели уведомления CHECK ENGINE, большой расход газа. Как и в случае с прогаром клапанов, проблема решается правильной и точной регулировкой ГБО.
Если случится прорыв газовой магистрали...
Боязнь газа понятна. В домашних условиях невыключенная конфорка нередко приводит к трагедии. Но в случае с ГБО риски несопоставимы с ситуацией утечки газа в бытовых условиях. И вот почему:
Кроме того, при утечке газ моментально охлаждается до -120 -130 градусов, после чего банально улетучивается (если все происходит при воздействии воздуха с улицы). При минусовой температуре воздуха газ вообще перестает быть опасным.
Газ сам по себе – это взрыво- и пожароопасно!
Немного другая версия экзистенциального страха перед газом. Чтобы его развеять, в знаменитом немецком клубе ADAC провели испытания. Были сымитированы ДТП авто с ГБО с серьезными повреждениями задней части кузова. Испытатели стремились нанести максимальный урон газобаллонному оборудованию. После «ударного» теста остатки машины поджигались. В результате комиссия пришла к выводу: никакой дополнительной опасности ГБО не представляет. В отдельных пунктах итогового документа и вовсе указано, что газовые баллоны могут быть безопаснее полного бензобака.
В случае с ГБО 4, 5 и 6 поколений ситуация выглядит еще обнадеживающе. Оборудование предлагает встроенные системы защиты с мультиклапаном, который включает:
Дополнительные факты:
Двигатель при работе на газу теряет ресурс или «убивается»
Фразу «Газ убивает ГБЦ движка!» слышали многие автолюбители. Впервые об этом стали говорить на заре развития 1 и частично 2 поколения ГБО. В те времена ДВС были технически проще, потребляли АИ-76 – АИ-92, ни датчиков детонации, ни автокорректировки УОЗ не предусматривали. И ГБО, как мы поняли из примеров выше, настраивались буквально вручную.
В комплексе это действительно приводило и к прогарам клапанов, и к снижению ресурса ДВС. Но прямой зависимости «ГБО – убитый двигатель» не было и нет.
С появлением новых технологий требования к регулировке снизились. Как отмечают эксперты, сегодня частота возникновения проблем с ДВС на ГБО и бензине примерно равна и зависит от множества факторов. Более того, отмечается щадящее для двигателя свойство газа противодействовать смыванию масла и появлению нагара, детонации. ГБО продлевает срок службы свечей и лямбда-зонда. Двигатель очевидно работает более плавно, нагрузка на шатунно-поршневую группу снижается.
Владельцы ГБО постоянно кормят СТО
Считается, что ГБО – сложная и капризная система, требующая постоянного «ухода». Якобы низкая стоимость газа на дистанции не дает экономии из-за постоянных посещений СТО. Но здесь возникает вопрос: а почему автолюбитель становится «другом» сервисной станции на постоянной основе? Ответ очевиден: были допущены явные ошибки при выборе, установке и настройке оборудования. Или автовладелец не следовал рекомендациям мастеров. Или ГБО было установлено при неподходящих вводных данных (на слишком старом автомобиле и т. д.).
Достаточно доверить выбор и установку оборудования опытным сервисным центрам и своевременно обслуживать систему. На плановом ТО меняется пара фильтров. Иногда сливают конденсат из редуктора или чистят форсунки. Частота ТО и его стоимость для машины с ГБО такие же, как для автомобилей без газовой «функции».
Газ не найти: постоянно тратишь время на поиск АЗС
В 90-х на Крайнем Севере машин с ГБО было мало. Мало их в отдаленных уголках России. Тому виной малое число заправок. Но сегодня ситуация на большей части страны удачная для установки ГБО: кол-во АГНКС (газовых заправок) – более 600. К 2024 году планируется довести число до 1000.
В крупных агломерациях и районных центрах никаких проблем с заправкой у владельцев авто с ГБО нет.
Зимой на газу не завести машину
Заблуждение связано с незнанием принципов работы ГБО. Для запуска в двигатель в первую очередь впрыскивается бензин, который после прогрева сменяется газом. Автомобиль с ГБО стартует и заводится так же, как и машина без газобаллонного оборудования.
Дилер снимет автомобиль с гарантии
Автолюбители боятся, что установка ГБО будет расценена как «кустарное вмешательство в конструкцию» – и машину лишат гарантии. Иногда это действительно так. Но многие производители предлагают машины с ГБО, а дилеры включают оборудование как допустимую, легальную опцию. Больше информации – у конкретного дилера.
Заключение
Не каждый миф должен быть развенчан. Сомнение порождает вопросы, вопросы дают ответы, а ответы приближают к правде. Главное – понимать, что в конечном итоге даст установка ГБО на автомобиль. Выгоду красиво иллюстрирует история россиянина-путешественника, который на Land Cruiser Prado 120 с установленным ГБО проехал 3700 км по маршруту Самара – Волгоград – Астрахань – Ессентуки – Сочи – Анапа – Самара. За АИ-95 водитель для покорения маршрута выложил бы (на момент поездки) 33300 р. Газ обошелся ему в 19900 р. Итого: 13400 рублей экономии. Много это или мало на такой километраж – решать только вам.
Команда Gasonoff готова предложить современные системы ГБО для автомобилей разных марок. Развернутые и честные консультации, ответы на любые вопросы по ГБО и богатый выбор расходников и комплектующих.