0 ₽
Оформить заказ
Безопасность машин с ГБО: что будет в случае ДТП или утечки?
Человек обоснованно боится бытового газа. Обрушение целых подъездов, выгорание квартир, взрывы построек — природный газ стал причиной многих трагедий. Разрушительная силу метана и пропана вызывает страх и у автовладельцев. Если следовать простой логике, ГБО — источник повышенной опасности. Лучше ездить на «проверенном» бензине и не испытывать судьбу. Выяснили, насколько в действительности опасен газ, чем грозит его утечка в салоне и что будет, если автомобиль с ГБО попадет в ДТП.
Теория, цифры и опыты
Опасным может стать любое неорганическое соединение. В наполненном водой салоне машины несложно утонуть. Вывод простой: опасность или неопасность любого вещества зависит от условий, факторов, обстоятельств. Российские эксперты провели ряд опытов, чтобы понять реальную угрозу, исходящую от газа в автомобиле.
Утечка газа
Ситуация первая: произошла утечка газа из-за нарушения герметичности системы. В пропан-бутановую смесь и метан предусмотрительно добавляют одоранты. Газ приобретает запах, который сложно не почувствовать. Чтобы избежать возможных проблем, водителю достаточно заглушить двигатель, не пользоваться электроприборами и проветрить салон.
Что будет, если у автовладельца нарушено обоняние? Взрывоопасная концентрация газа в воздухе составляет около 5%. Эксперимент в полевых условиях показал: даже при достижении этого значения заставить газ взорваться сложно. Специалистам с электроподжигом потребовалось несколько попыток, чтобы получить нужный "хлопок". Последствия:
Звучит страшно, но эксперимент проводился в полностью закрытом (герметичном) и прогретом салоне, который «напичкали» газом. Использовали промышленный электроподжиг. В реальности получить такие же условия почти невозможно по многим причинам:
Взрыв баллона
Очевидно, что вероятность трагедии из-за утечки газа невероятно низка. Но что будет при взрыве баллона на 70 литров? Последствия фатальные — и для людей, и для транспортного средства. Но эксперимент показал самое важное: взрыв баллона — последствия пожара, а не его причина! Сначала автомобиль загорается, и только потом пламя доводит баллон до температуры, когда ёмкость взрывается. Может ли утечка спровоцировать пожар такого уровня? Сомнительно.
Чтобы добиться взрыва 5-литрового баллона, эксперты почти 10 минут воздействовали на него факелом пламени газовой горелки. Как спровоцировать такой силы пожар и что подпитает его — большой вопрос.
Вывод: взрыв газового баллона - серьезная угроза. Но при пожаре силой, необходимой для взрыва, это не имеет значения. Водитель и пассажиры вряд ли выживут, находясь 10 и более минут в пылающем салоне.
ДТП: чем грозит повреждение ГБО при столкновении
Автомобили с ГБО часто называют «бомбами на колесах». Миф, что любой удар по кузову автоматически приводит к пожару и взрыву, взялись опровергнуть европейские компании. Польская фирма LPG AC провела краш-тест двух машин с ГБО. Автомобили врезались лоб в лоб. «Моторный отсек был деформирован, латунный соединитель вышел из строя. Датчик зафиксировал падение давления, подача газа была автоматически прекращена. Двигатель продолжил работать на бензине», — рассказал эксперт компании журналистам.
В 2009 году испытание с другими условиями провел известный немецкий автоклуб ADAC. Opel Astra с установленным в багажнике тороидальным баллоном получил удар в заднюю часть кузова после столкновения с Opel Kadett на скорости 60 км/ч. В обоих автомобилях установили манекены и датчики. Деформация Astra в результате удара была значительной, но баллон остался целым, утечки газа не произошло.
Еще в одном тесте ADAC под днищем автомобиля с ГБО создали очаг возгорания. Через несколько минут пламя охватило машину, давление газа в баллоне превысило допустимые значения. Предохранительный клапан открылся, топливо из емкости стало высвобождаться. Пламя оставалось контролируемым. Взрывы подушек безопасности и шин испугали оператора теста куда больше последствий утечки газа. В итоге топливо просто сгорело и… все.
Эксперименты, снятые на видео, еще раз подтвердили два важных тезиса:
Аналогичные тесты проводила немецкая компания DEKRA. В заключении экспертов фирмы сказано, что вероятность возгорания машины с установленным ГБО не выше, чем в случае повреждения автомобиля без газовой системы.
Дополнительные факторы риска
В начале материале была сноска на условия, факторы – и неспроста. Говорить о безопасности или опасности ГБО в отрыве от эксплуатационных нюансов нельзя. Система, где газ подается под давлением, не может работать на авось. Все узлы должны быть правильно установлены, их следует вовремя обслуживать в авторизованных центрах. К этому выводу пришли и эксперты DEKRA.
Кустарные ГБО, установка на глазок в гараже - халатный подход повышает риски. Экономить нужно на топливе, но не на оборудовании.
Выводы
Абсолютно безопасных систем не существует. Падают новые боинги, несут в ремонт последние модели iPhone. Ждать от ГБО 100% гарантий бессмысленно. Но в равных условиях газ как минимум не опаснее бензина. Главное - с умом подойти к выбору и установке оборудования.
В Gasonoff.ru - только сертифицированные, оригинальные комплекты и расходники ГБО мировых производителей. Менеджеры дадут подробную консультацию по выбору подходящего товара, расскажут о плюсах и минусах каждой модели.